Перейти к содержанию
Форум города Мытищи
Ксюнций

Подарили крестик умершего

Рекомендуемые сообщения

Уважаемые, подскажите.

Свёкр отдал/подарил крестик умершей жены (моей свекрови).

Слышала, что брать чужой крестик - взваливать на себя "жизненный крест" этого человека.

Маме моей сказали в церкви (другой город), что такие кресты не носят, а относят в храм.

В церкви, которая на Новомытищинском бабульки продающие свечи сказали, что надо освятить и потом можно носить. Батюшка освятил и сказал носить.

 

Кто-нибудь в курсе как правильно? Можно или не надо, т.к. в церкви два разных мнения получается.

Спасибо!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Уважаемые, подскажите.

Свёкр отдал/подарил крестик умершей жены (моей свекрови).

Слышала, что брать чужой крестик - взваливать на себя "жизненный крест" этого человека.

Маме моей сказали в церкви (другой город), что такие кресты не носят, а относят в храм.

В церкви, которая на Новомытищинском бабульки продающие свечи сказали, что надо освятить и потом можно носить. Батюшка освятил и сказал носить.

 

Кто-нибудь в курсе как правильно? Можно или не надо, т.к. в церкви два разных мнения получается.

Спасибо!

 

 

А почему свекровь с крестом не похоронили? Странно как-то....

 

Я правил не знаю, но я бы наверное не носила его, а отнесла в церковь

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
А почему свекровь с крестом не похоронили? Странно как-то....

 

Я правил не знаю, но я бы наверное не носила его, а отнесла в церковь

 

Не смогу ответить на этот вопрос, т.к. на похоронах не присутствовала. Но вопрос не в этом. :blush:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

В настоящее время важное место в сознании значительной части населения нашей страны занимают суеверия. Тема суеверий остается недостаточно изученной в психологии. Представляется возможным выделить ряд подходов к анализу суеверий как психического явления.

 

Суеверие есть вера в действие сил, не объяснимых законами природы, которые оказывают благотворное или вредное влияние на жизнь людей и домашних животных, а также определяют известные явления природы (погоду, рост, рождение, смерть). Представляется возможным выделить ряд подходов к анализу суеверий как психического явления.

Когнитивный подход. В этом случае суеверия анализируются как представления, как попытка понять необъяснимое и неизвестное.

Так, Л. Леви-Брюль рассматривает суеверия как разновидность коллективных представлений, возникающих посредством передачи от поколения к поколению в результате действия механизмов внушения, заражения и подражания. В суевериях смешаны когнитивные элементы с эмоциональными переживаниями, вызванными явлениями окружающего мира.

А. Леман подчеркивает, что с помощью магических операций человечество всегда стремилось к познанию фактов, лежащих вне пределов обыкновенного опыта и необъяснимых общепринятыми способами; пыталось получить власть над внешним миром, недостижимую обыкновенными средствами.

По словам П.П. Блонского, суеверия играют огромную роль в «первобытной науке», являясь увековечением какого-нибудь прецедента навсегда и позволяя прогнозировать будущее. Т.е. суеверия можно считать элементарными средствами памяти и воображения.

П.Я. Гальперин указывает на такую функцию суеверий как классификация и обобщение впечатлений от окружающего мира, но оговаривает, что происходит это на основе наглядных, непосредственно воспринимаемых и ситуационно связанных признаков, в результате чего существенные свойства предметов остаются понятыми неправильно. В суевериях субъект плохо отделяет свои представления от объекта, который их вызвал. По К. Леви-Стросу, первобытные классификации, хотя и основаны на чувственно воспринимаемых сходствах и различиях, служат упорядочиванию и организации внешнего мира, преодолению хаоса.

И.Р. Габдуллин придерживается мнения о том, что предрассудки выполняют роль предварительных априорных суждений: живущий повседневными заботами человек придерживается практического мышления, разделяя предметы на классы по грубым (а не существенным) признакам, и не рассуждая, поскольку неведение в каком-то вопросе мешает ему быть эффективным. Предрассудок является сверхобобщенной и сверхкатегоричной характеристикой, обнаруживаясь не только в познавательном акте, но и выражая эмоциональное переживание, подавляющее рациональную аргументацию.

По словам В. Мезенцева, суеверия основываются на вере в чудесное, сверхъестественное, возникающей от недостатка знаний. Как сверхъестественное воспринимается все, что выходит за пределы повседневного опыта и не укладывается в привычные представления.

Г.Г. Почепцов определяет суеверия как предрассудок, состоящий в том, что индивид принимает за реальность неведомые силы, способные предвещать события, и считает возможным влиять на них. Суеверие включает в себя допущение, что от этих сил можно найти защиту или вступить с ними в компромисс. Устойчивость суеверий связана с тем, что случаи их подтверждения прочно фиксируются, а факты ошибочности вытесняются. Сохранению и распространению суеверий способствует желание заглянуть в ближайшее будущее, избежать неблагоприятных ситуаций. Суеверия более широко распространяются в экстремальных обстоятельствах.

И. Дзялошинский считает, что суеверия – это система восприятия и описания мира, имеющая характер нравственного реализма – мир понимается как однозначное противопоставление добрых и злых сил.

Итак, можно сказать, что суеверия – это негибкие знания, с трудом или вообще не изменяющиеся, ограниченные применением в повседневной, бытовой деятельности, не связанной с умственным трудом. Суеверия можно рассматривать как форму психического отражения окружающего и внутреннего мира, не требующего логиче­ских доказательств и довольствующегося любым предлагаемым решением в ответ на возникающую познава­тельную потребность. Суеверия позволяют осуществлять познание в упрощенной, наглядной форме без опоры на абстрактные научные понятия.

 

Другим подходом к пониманию суеверий можно считать аффективно-мотивационный подход, с позиции которого суеверия рассматриваются как аффективно насыщенное психическое явление, выполняющее функцию защиты эмоциональной сферы. Этот подход был заложен Л. Леви-Брюлем.

Б. Рассел иррационализм рассматривал как неверие в объективные факты, полученные объективными методами, и как потакание человека своим непосредственным неосознанным желаниям и эмоциям. Вера в реальность, отличную от той, о которой говорят органы чувств, возникает в состоянии эмоциональной напряженности.

По мнению некоторых авторов, суеверия выполняют психотерапевтическую функцию: давать надежду на бессмертие, избавлять от страха смерти, придавать уверенность в своем существовании, успокаивать, особенно в сложных, рискованных ситуациях.

Чувство бессилия перед таинственным и непознаваемым заставляет человека игнорировать противоречия непосредственного опыта и связывать между собой явления, в действительности не связанные никакими отношениями, т.е. мыслить дологично.

В. И. Лебедев в качестве психологических факторов суеверий называет страх смерти, одиночества, чувство бессилия, горя, усиливающихся в экстремальных условиях экономического спада, инфляции, безработицы, упадка культуры. В состоянии дезорганизации психической деятельности, тревоги, аффекта растет внушаемость, лежащая в основе мистицизма.

И.Д. Ялом считает, что функция магических верований заключается в защите индивида от страха старения и смерти, от страха перед реальностью. Иллюзорные верования ослабляют чувствительность к боли существования: утратам, горю, одиночеству, неразделенной любви, депрессии, отсутствию смысла жизни, неизбежности смерти. Ободряя человека, они не позволяют ему познать свои чувства, мысли и желания.

В действительности ясное осознание смерти в противоположность мифическим способам ее отрицания делает индивида мудрым и обогащает его жизнь. С иррациональным взглядом на мир, по мнению этого автора, также тесно связан страх перед свободой и ответственностью. Свобода неразрывно соединена с тревогой, т.к. требует, чтобы человек сам отвечал за свои решения, поступки, трудности, а также, чтобы он прикладывал волевые усилия для изменения своей жизни. Ответственность означает авторство своего жизненного замысла. Люди же обычно сопротивляются принятию ответственности и осознанию себя как создателя своих проблем и жизненных затруднений.

Д.В. Ольшанский показывает, что суеверия являются механизмом психологической защиты, самопомощи для людей, испытывающих постоянное беспокойство, с трудом переносящих состояние неопределенности, нуждающихся в психологическом контроле, стремящихся видеть вещи лишь в черно-белых тонах.

Следуя теории А. Маслоу, можно сказать, что суеверия как стереотипные, привычные способы решения проблем позволяют человеку справляться со своим страхом перед неизвестностью и неопределенностью и таким образом способствуют его адаптации к статичным и повторяющимся явлениям. При этом суеверия препятствуют преобразованию и развитию окружающего мира, креативности и изобретательности. В результате суеверия как аффективное явление мешают реализации познавательных и творческих возможностей индивида, одновременно обеспечивая ему безопасность, защиту, привычность; творческое мышление освобождает человека от тревоги перед неизвестным, от влияния прошлого, обычаев и условностей.

Обобщая все выше сказанное, можно утверждать, что суеверия избавляют человека от страха перед неизведанным, рождают «уверенность в завтрашнем дне». Отсутствие соответствующей уверенности в кризисных ситуациях усиливает потребность индивида руководствоваться в своей повседневной жизни установленными вековыми традициями и ритуалами, к числу которых могут быть отнесены и суеверия. В основе суеверных представлений лежат разнообразные страхи, часто иррациональные, необъяснимые; суеверным же поведением человека движет желание избавиться от довлеющих над ним аффективных переживаний.

Следуя приметам, человек стремится защитить свое самосознание и эмоциональную сферу от вызывающих дискомфорт чувств. Большинство авторов сходится во мнении о том, что суеверия дают человеку, испытывающему страх или тревогу, ощущение безопасности и защищенности.

Тесно примыкает к вышеназванному психоаналитический подход. З. Фрейд считал суеверие результатом проекции, т.е. перенесения человеком вовне неосознаваемых мотивов своего поведения. Смутно ощущая внутреннюю обусловленность своих поступков, но не находя им удовлетворительного объяснения, суеверный человек, подобно параноику, начинает помещать источник суеверий во внешний мир. На компенсаторную роль суеверий указывали также Л. Демоз и Э. Блейлер.

По мнению Э. Берна, многие суеверия основаны на представлении о всесилии мыслей и чувств, на их переоценивании, искажающих восприятие реального мира. Кроме того, образы окружающего мира искажаются чрезмерной насыщенностью суеверий эмоциями (напряжением, беспокойством и др.), что нарушает разумное отношение к действительности.

Магию, также как и объективные знания, используют для максимально быстрого и наименее опасного удовлетворения потребностей, но в отличие от научных знаний – без учета объективных причинно-следственных связей, без точного представления о действительности, с недостаточным контролем самого себя, других и природы, т.е. принцип реальности приносится в жертву принципу удовольствия.

Основываясь на теории Э. Фромма, суеверия можно рассматривать как зависимость субъекта (часто неосознаваемую) от некоторой внешней силы, призванной защищать, заботиться и нести ответственность за результаты его собственных поступков. Э. Фромм называет эту внешнюю силу волшебным помощником. Волшебный помощник, персонифицированный в суевериях в виде божеств, ведьм, знахарей и других лиц, обладающих волшебными, сверхъестественными способностями, призван помочь человеку удовлетворить свои актуальные потребности без приложения собственных усилий. В большей или меньшей степени деятельность суеверного человека направлена на манипулирование волшебным помощником и принуждение его к выполнению своих желаний.

Итак, согласно психоаналитическому подходу в целом, суеверия замещают недостающие знания и восполняют нереализованные потребности с опорой на обстоятельственную и объектную атрибуцию.

Согласно бихевиористскому подходу суеверия представляют собой развернутое или редуцированное поведение. Бихевиористы рассматривают суеверия как естественное следствие неспособности понять существование (отсутствие) причинно-следственных связей между собственным поведением и последующими событиями в мире. Суеверное поведение – поведение, которое возникает и поддерживается в результате случайного подкрепления, которое фактически с ним не согласуется.

В соответствии с социально-нравственным подходом, суеверия могут считаться регулятором общественных отношений, поведения в группе, носителем морали. В частности, Б. Рассел рассматривает суеверия (предрассудки) как опору морали.

С точки зрения Е.А. Грушко и Ю.М. Медведева, суеверия – это концентрированный опыт общения с природой предыдущих поколений, определяющий условия выживания, табуирующий окружающий мир. Данные авторы рассматривают возрождение суеверий как возврат к народной мудрости и культуре, поскольку они помогают уберечься от житейских и нравственных бед.

Суеверия регулируют поведение людей посредством персонификации социальных и моральных норм. В них поощряется социально полезное поведение и качества характера – трудолюбие, доброжелательность, бесконфликтность, послушание. Суеверия также табуируют различные виды деятельности в той или иной степени.

Благодаря суевериям сохраняются и распространяются социальные ценности и нормы поведения. Суеверное поведение является эффективным способом контроля над группой посредством императивного приобщения к системе моральных норм и запретов. Заимствованный из прошлого способ поведения служит эталоном, исключающим всякое нововведение, а отклонения от эталона вызывают негативные санкции. Норму поведения, закрепленную в суеверии, характеризует всеобщее признание в обществе или группе. Разрешения и запреты подобного рода не нуждаются в переосмыслении или оправдании: вопрос о том, какова цель запрета и от кого он исходит, вообще не встает перед индивидом.

В рамках эволюционистского подхода суеверия осмысливаются как пережиток религиозных традиций, существовавших в первобытной и древней культурах; как поведение, ранее имевшее смысл, но затем его утратившее.

Так, К.К. Платонов называет суеверия рудиментарными осколками прошлых религий.

С точки зрения Б.Ф. Поршнева, суеверия как проявления доисторического сознания, являются продуктом несвободы, свойственной родо-племенным традициям и обычаям.

Как утверждает М. Мюллер, первоначально в момент их возникновения в суевериях был заключен какой-то смысл, возможно имеющий ситуативный характер, но безосновательно обобщенный. Впоследствии, передаваясь от поколения к поколению, это поверье все больше утрачивало свой смысл, т.е. связь с породившей.

В.Я. Пропп рассматривает суеверие наряду с колдовством и магией как вытесненный и преследуемый обычай или обряд, совершаемый тайно и не согласующийся с хозяйственной и социальной структурой народности на данном этапе ее развития.

Наиболее продуктивным нам представляется аффективно-мотивационный подход к суевериям, поскольку не вызывает сомнения, что суеверия, в первую очередь, выполняют аффективно-защитную функцию.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Hase, мне понравился ваш ответ :blush:

 

по теме: считаю, что все зависит от собственного отношения и восприятия... :blink:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Я бы не смогла надеть чужой крестик...Более того,у меня есть мой крестильный золотой крестик,который я ношу все свои 28 лет и когда меня не станет,попрошу его упаковать со мной! :( Слишком личная это вещь,на мой взгляд,что бы передавать кому то!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

не носила бы, может быть даже отнесла бы и закопала в могилку. Человек без креста похоронен-как-то не хорошо это.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

я бы тоже не стала носить этот крестик. И дело тут вовсе не в суевериях, просто крестик это что-то очень личное, близкое к человеку, ИМХО.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Я не суеверный, но крест бы этот не носил. Оставил как память но не более того. Если бы это был человек очень мне близкий и уважаемый, я бы очень хотел походить на него, одобрял его слова, дела и мысли - тогда да.

Ну вот, наконец-то наши мнения совпали.

Не стоит чужих нательных крестиков надевать.

я бы тоже не стала носить этот крестик. И дело тут вовсе не в суевериях, просто крестик это что-то очень личное, близкое к человеку, ИМХО.

Совершенно согласен!

Может быть, я носил бы, если бы это был крестик ОЧЕНЬ близкого человека, а так - на могилке закопать в землю есть лучший вариант: она с ним ходила, пусть с ним и упокоится...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Novi4Ok, а вообще, разве хоронят без крестика человека? Извиняюсь за вопрос такой в теме, просто не очень понятно....

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Novi4Ok, а вообще, разве хоронят без крестика человека? Извиняюсь за вопрос такой в теме, просто не очень понятно....

Сейчас я выскажусь, а на меня накинутся...

:(

По сути.

Если вдруг на теле умершего нет креста (могли снять в морге), то что же, уже отпевание и панихиду не совершать???

Просто обычно кладут в гроб любой крестик (как правило, самый дешевый), если нет собственного.

Такой порядок.

Походи на отпевания - сама увидишь...

Поэтому я и предлагаю его закопать на могиле.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Походи на отпевания - сама увидишь...

ну уж нет, спасибо. Невеселенькое это мероприятие и дай Бог как можно дольше не ходить.

За ответ спасибо!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

не вижу ничего ужасного в том,чтобы носить

но зачем, когда свой есть?

вообще , варианты мне нравятся - в храм отдать, или хранить как память. Закапывать не вижу смысла.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
не вижу ничего ужасного в том,чтобы носить

но зачем, когда свой есть?

вообще , варианты мне нравятся - в храм отдать, или хранить как память. Закапывать не вижу смысла.

А в Храме он зачем нужен?

Чтобы его утилизировали когда-то (возможно)???

Если оставить как память, то где его хранить и зачем?

Под лампадкой, чтобы ежедневно видеть его и молиться о упокоении усопшей?

Если человек возьмет на себя такое, то пусть..., но с благословения духовника.

А если "нет", и смотреть на него как на навязанную ".......", то лучше закопать.

Кто верует, и "несет свой крест", тот должен его и донести до конца.

А чужой крест поднять и нести... это не всем дано.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Спасибо за мнения, всем, для меня это важно.

 

Но меня вот что смущает, два разных мнения единой церкви по сути. Поэтому я и в растерянности.

Маме моей сказали в церкви (другой город), что такие кресты не носят, а относят в храм.

В церкви, которая на Новомытищинском бабульки продающие свечи сказали, что надо освятить и потом можно носить. Батюшка освятил и сказал носить.

 

зы крестик свекрови не крестильный.

Изменено пользователем Ксюнций

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Спасибо за мнения, всем, для меня это важно.

Но меня вот что смущает, два разных мнения единой церкви по сути. Поэтому я и в растерянности.

Кто из священников в ХРХ дал благословение на ношение креста?

Я там пять священников знаю, и возможно, знаю кто может немного "неправильно" (или не разобравшись) дать такой совет...

А главное другое: если принцип Вашей жизни - соблюдение по жизни Христианских благословений, то соблюдайте и это.

Но если для Вас утренее/вечернее Правило и последование к Причастию ничего не говорят, то расслабьтесь...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Кто из священников в ХРХ дал благословение на ношение креста?

Novi4Ok,

Не могу сказать, т.к. шла служба, а когда батюшка проходил с кадилом, то женщина, продававшая свечи, объяснила ему ситуацию и батюшка забрал крест, потом вынес, сказал носите спокойно.

Изменено пользователем Ксюнций

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
А в Храме он зачем нужен?

Чтобы его утилизировали когда-то (возможно)???

Если оставить как память, то где его хранить и зачем?

Под лампадкой, чтобы ежедневно видеть его и молиться о упокоении усопшей?

в храм часто относят изделия из драгоценных металлов, как с ними там поступают - мне неинтересно. Может быть, сдают в скупку, а полученными деньгами распоряжаются

а хранить -просто в памятной коробочке с мелочами. Не как чужой крест, а просто как память. Локон ребенка, соска, да все что угодно можно увидетьу сентиментальных людей

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Novi4Ok,

Не могу сказать, т.к. шла служба, а когда батюшка проходил с кадилом, то женщина, продававшая свечи, объяснила ему ситуацию и батюшка забрал крест, потом вынес, сказал носите спокойно.

Ну так и дело все в том, что не было прямого благословения "носить этот крестик", а просто была треба об освящении креста (переосвящении оскверненного).

Мое мнение - носите свой!

А священник был введен в заблуждение (участвуя в это время в Службе) бабушкой, и просто отдал его алтарнику (который рядом с ним с ладаном идет), а другой священник в Алтаре освятил крест.

А вынес его Вам именно "служащий иерей" потому, что он Вас в лицо запомнил (освящавший крест вряд ли знал, кому его вернуть).

Теперь все на Ваше усмотрение.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Вы бы изначально разобрались носила ли свекровь этот крест или нет, может он у нее был по типу празднично-парадно-выходным ... Лично я бы носила и как память и как защита и как оружие. Мне кажется что ничего особого в этом нет - пользоваться вещами умерших близких. Возможно свекровь завещала этот крестик вашему ребенку. А то если квартиру по завещанию получаете, то это нормально и не задумываетесь от квартиры избавиться даже если в ней кто то умер. У меня есть иконы моей умершей бабушки, от другой бабушки мне достались серьги, цепочка и перстень - спасибо им за это большое и вечная память - пользуюсь, если можно так сказать, всем.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

не носила однозначно,зачем Вам чужая судьба?у Вас есть свой крестик - его и носите. Крестик отдала бы в церковь или можно отдать в ломбард,если он не дорог как память.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Уважаемые, подскажите.

Свёкр отдал/подарил крестик умершей жены (моей свекрови).

Слышала, что брать чужой крестик - взваливать на себя "жизненный крест" этого человека.

Маме моей сказали в церкви (другой город), что такие кресты не носят, а относят в храм.

В церкви, которая на Новомытищинском бабульки продающие свечи сказали, что надо освятить и потом можно носить. Батюшка освятил и сказал носить.

 

Кто-нибудь в курсе как правильно? Можно или не надо, т.к. в церкви два разных мнения получается.

Спасибо!

Интересно, а какое ещё мнение может быть в Церкви? Типа , взваливать на себя "жизненный крест" человека, чушь полная, ибо пахнет язычеством, чего в Церкви в принципе не может быть. Делайте , что сказал Батюшка, одевайте,носите и не ропщите...И определитесь для себя-Вы с Богом или будете пребывать в суете......

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Ксюнций, странный вопрос. зачем тебе чужой крестик? у тебя свой есть? вот и носи его. два то одевать как то бессмысленно.

а этот сохрани, пусть лежит в коробочке-шкатулочке. как наткнешься на него, вспоминай свекровь добрым словом, вот и все.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Интересно, а какое ещё мнение может быть в Церкви? Типа , взваливать на себя "жизненный крест" человека, чушь полная, ибо пахнет язычеством, чего в Церкви в принципе не может быть.

А Вы в Церкви находитесь в полном понимании этого единства?

Может быть Вы сейчас как Мария Египетская???

Такой же соединенный с Богом?

Делайте , что сказал Батюшка, одевайте,носите и не ропщите...И определитесь для себя-Вы с Богом или будете пребывать в суете......

Сверху уже написано все подробно, а если у Вас ТАКАЯ ВЕРА безоглядная, то лучше получите благословение ежедневно поливать посаженное вверх корнями древо!

Знающий поймет, о чем я говорю...

А если мирянин другому мирянину хочет навязать носить чужой крест, то это странно.

Прикладывание верующего к иконам и к Кресту (лежащему на Престоле в Алтаре, и выносимому на Службах на целование) это одно, а ношение чужого крестика - совершенно другое...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.

×
×
  • Создать...