Перейти к содержанию
Форум города Мытищи
Авторизация  
Azrael

Умер Борис Стругацкий

Рекомендуемые сообщения

а я не заходил на форум.

Уходя - не грусти

Умер Борис Стругацкий

 

picture.jpg

 

19 ноября в больнице имени Алмазова в Санкт-Петербурге скончался Борис Стругацкий, легенда советской и российской фантастики. Ему было 79 лет. Вместе с ним ушло и само явление братьев Стругацких, писательского дуэта, больше других повлиявшего на поколения шестидесятых-восьмидесятых.

 

Братья Стругацкие, Аркадий и Борис, опубликовали свои первые совместные произведения в конце пятидесятых - начале шестидесятых. Меньше чем за десять лет они создали основные произведения "Мира Полудня" - вселенной, где коммунистические идеалы победили; где люди дружат друг с другом; где человечество встретилось с иным разумом и обнаружило, что он не такой уж иной.

 

В 1965 году был написан и "Понедельник начинается в субботу", евангелие советских ИТРов: инженеров, программистов, проектировщиков и других обитателей бесчисленных НИИ. Запаса оптимизма из "Понедельника" хватило не на одно поколение людей, которым нравится их работа.

 

"Понедельник" и еще несколько повестей закончили эпоху Стругацких-оптимистов. На протяжении следующих 25 лет авторы последовательно показывали читателям все менее романтические, но не менее сильные свои вещи.

 

На рубеже шестидесятых - семидесятых авторы пишут ключевое свое произведение - "Град Обреченный" (опубликован роман будет гораздо позже), где жестко изображают судьбы своего и нового поколения. В многослойном паноптикуме "Града" даже не ясно, кто пугает больше: нацист Гейгер, сталинист Воронин или разочаровавшийся во всем шестидесятник Кацман.

 

Пишутся "Гадкие лебеди", задержавшиеся, как и "Град", в столе на два десятка лет. Прорывается антибюрократическая "Сказка о Тройке" - условное продолжение "Понедельника", которое далеко не все читают с улыбкой. Появляется "Пикник на обочине" - произведение столь же увлекательное, сколь и полное отчаяния.

 

Наконец, авторы возвращаются к миру Полудня, но он уже далеко не так радостен, как был пятнадцать-двадцать лет назад. Там цель оправдывает средства. Страх заставляет идти на убийство. Ну а человечество, которое раньше не стеснялось исподволь влиять на прогресс других цивилизаций, оказывается не готово узнать, что и с ним в течение сотни лет проводит подобные же эксперименты новая раса.

 

Одно из последних совместных произведений Аркадия и Бориса, "Отягощенные злом", окончательно раскрыло их как социальных писателей, довольно пессимистично смотрящих в будущее - вне зависимости от того, насколько светлым его обещают сделать.

 

Хотя братьев трудно отделить друг от друга (говорят, дочь Аркадия однажды услышала, как кто-то прошептал за спиной - "вот идет дочь братьев Стругацких"), Борис внес отдельный вклад в развитие советской фантастики. В 1974 году он организовал свой знаменитый семинар. Не в последнюю очередь благодаря этому семинару читатель узнал о Святославе Логинове, Вячеславе Рыбакове, Александре Тюрине. Там же сформировался проект "Время учеников", в рамках которого известные фантасты развивали мир Полудня и другие миры Стругацких. Писательского дуэта к этому моменту уже не было - Аркадий умер в 1991 году.

 

В последние годы Борис относился к построенной им фантастической реальности скептически. В интервью РБК осенью 2011 года он отметил, что еще десять лет книги Стругацких вряд ли переживут, а заодно добавил, что, скорее всего, Вселенная пуста и свободна от разума.

 

Обе книги Бориса Стругацкого, написанные без Аркадия, полны разочарования. Главный герой первой, "Поиска предназначения", обнаруживает, что его судьба хранила от смерти не его. Герои второй - опустившиеся супермены, немощные и не умеющие, да и не желающие противостоять окружающей реальности. И их стареющий, хоть и почти бессмертный сэнсей, который уже не может никого ничему научить...

 

Десять лет назад, 2 октября 2002 года, Борис Натанович поставил точку в своей последней книге:

 

"Времени совершенно нет, - сказал сэнсей с каким-то даже отчаянием. Он откинулся на сиденье, положил руки на колени, но сейчас же снова сгорбился, почти повиснув на ремнях. - Совершенно, - повторил он. - Совершенно нет времени".

 

Александр Амзин

 

хорошо сказал старый мту-шник..

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Рано или поздно он должен был уйти в мир иной, вслед за братом, но почему-то хотелось, чтоб это произошло когда-нибудь потом, в будущем....его книги мы печатали в ночную смену, на плёночных носителях, втихаря, чтоб никто не знал, время Андропова,стрёмно...а его книги щас вспоминаю и радуюсь, что была возможность прикоснуться к ним в 1983 уже далёком году.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
его книги мы печатали в ночную смену, на плёночных носителях, втихаря, чтоб никто не знал, время Андропова,стрёмно...а его книги щас вспоминаю и радуюсь, что была возможность прикоснуться к ним в 1983 уже далёком году.

Извините, не в обиду будь сказано... Какие книги? В те времена "стрёмными" были только "Сказка о Тройке" и "Гадкие лебеди". Остальное было издано, и даже переиздано.

И, потом, почему ЕГО книги??!! Первую скрипку всегда играл АрНатан.

Впрочем... Ушёл ещё один из Советской Фантастики.

ЗЫ: А остался кто-нибудь? АБС, Булычёв, Снегов, Росохватский, Варшавский, Гансовский... Пожалуй, только Ларионова и Войскунский....

 

АБС подарили нам Полдень. Спасибо.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Извините, не в обиду будь сказано... Какие книги? В те времена "стрёмными" были только "Сказка о Тройке" и "Гадкие лебеди". Остальное было издано, и даже переиздано.

И, потом, почему ЕГО книги??!! Первую скрипку всегда играл АрНатан.

Впрочем... Ушёл ещё один из Советской Фантастики.

ЗЫ: А остался кто-нибудь? АБС, Булычёв, Снегов, Росохватский, Варшавский, Гансовский... Пожалуй, только Ларионова и Войскунский....

 

АБС подарили нам Полдень. Спасибо.

 

да, именно. оптимистическое, светлое. щас мало что найдешь подобного.. мастера уходят, а следующее поколение щас ваяет либо "супермен-порву всех", либо чернуху либо поцтреотические поэмы. иностранцы в этом плане интереснее как то..

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
. оптимистическое, светлое. щас мало что найдешь подобного..
Но, найти можно. "Не клевещи на нашу молодежь. Она - надежда наша и оплот!"(с)
мастера уходят, а следующее поколение щас ваяет либо "супермен-порву всех",

Всегда было - есть - ибудет. И встречаются неплохие вещички.

либо чернуху

Не любитель, но попадались весьма достойные вещи. Как в ужастиках, так и в постапоке.

либо поцтреотические поэмы.

Да. Тут зашкаливает. Но, и в этой теме встречаются разумные авторы.

иностранцы в этом плане интереснее как то..

Э-э-э... Мюэ.. Кто ж из ныне действующих, пишущих в жанре фантастики,(НЕ фэнтези - заметьте!!!) "интереснее"?? :blush:

Впрочем.. АБС, это - ЭПОХА. Бессмысленно сравнивать АБС и Кира Булычёва. Они разные.

Бессмесленно сравнивать Айзека Азимова, Роберта Шекли, Клиффорда Саймака и Роджера Желязны.

Они - разные.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Но, найти можно. "Не клевещи на нашу молодежь. Она - надежда наша и оплот!"(с)

 

Всегда было - есть - ибудет. И встречаются неплохие вещички.

 

Не любитель, но попадались весьма достойные вещи. Как в ужастиках, так и в постапоке.

 

Да. Тут зашкаливает. Но, и в этой теме встречаются разумные авторы.

 

Э-э-э... Мюэ.. Кто ж из ныне действующих, пишущих в жанре фантастики,(НЕ фэнтези - заметьте!!!) "интереснее"?? :blush:

Впрочем.. АБС, это - ЭПОХА. Бессмысленно сравнивать АБС и Кира Булычёва. Они разные.

Бессмесленно сравнивать Айзека Азимова, Роберта Шекли, Клиффорда Саймака и Роджера Желязны.

Они - разные.

 

полностью согласен. со своими мирами, проблемами, идеями

а по поводу найти что-нить интересное...щас очень много графоманов развелось. благо технологии спосбствуют. и как в этой куче что-то найти достойное...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
И, потом, почему ЕГО книги??!!

Ну это как его-говорю ЕГО подразумеваю ИХ, говорю НИХ, подразумеваю ОБОИХ вместе))). Первую книгу, кот распечатал сам "Улитка на склоне" Она(книга) много бумаги не слопала, а я был доволен, что самостоятельно овладел техникой управления большой ВМ :girl_angry: чтобы выжать из неё что-нибудь для себя. А потом и другие книги, почти все из ИХ библиотеки дораспечатал, купил даже переплёточную машинку, чтоб сделать красиво.Время Андропова-типа ,народное имущество, я про это....и то , что их книги ещё и поискать нужно было, а тут рядом, не отходя от кассы))).Потом распечатал Булгакова "Мастер и маргарита", потом Высоцкого-все его песни, особый интерес вызвала "Камасутра", такого при советах найти в издании думаю трудно было, если вообще можно. Но больше внимания конечно заслужили книги братьев Стругацких, да ещё помню законы Мерфи-читали всем отделом, угарали и соглашались с изложенном в них постулатах...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...
Авторизация  

×
×
  • Создать...